Карма и Джйотиш |
Страница 1 из 5 «Шримад Бхагавата» учит, что все состояния сознания, в которых присутствует чувство «я» и «мой», суть результаты видоизменений и взаимных сочетаний трех гун. Отсюда, чтобы познать манас, мы должны изучить три гуны. Саттва есть нормальное, естественное состояние бодрствующего сознания, а раджас и тамас — это два возможных способа вывести его из равновесия. Хотя эти три гуны могут теоретически существовать как чистая саттва, раджас или тамас, в нашем мире все вещи изначально составлены из сочетания всех трех гун в различных пропорциях, так же как и вся материя состоит из всех пяти великих элементов, из которых один или два обычно преобладают над другими. Девять состояний относительной неустойчивости, получающиеся из различных сочетаний саттвы, раджаса и тамаса, могут послужить еще одним объяснением тому, отчего девять планет — достаточное число для того, чтобы можно было описать все разнообразие человеческой натуры и опыта. В жизни каждого человека пропорциональное представительство трех гун определяет, посредством девяти планет, какие поступки, из числа всего возможного их спектра, способен совершить данный индивид в течение жизни. Закон Кармы, заметим, формулируется очень просто: «Что посеешь, то и пожнешь». И это ни в коей мере не упрощение, не умозрительная теория и не произвольное построение. Закон Кармы, по существу, это просто другое название для третьего закона Ньютона: «Всякому действию соответствует равное по силе и противоположно направленное обратное действие». Таким образом, этот закон заложен в самой структуре Вселенной. «Доктрина кармана и пхалы, действия и плода его, является не столько продуктом человеческого чувства справедливости — веры в то, что каждый должен нести наказание за то, что он совершил, сколько закономерным последствием закона естественного эффекта всякого действия» («van Buitenen, р. 35). Ничто в нашем мире не случается одновременно, благодаря известной ограниченности времени и пространства, а также наличию причинной обусловленности явлений. Дерево и семя, из которого это дерево развилось, не могут возникнуть одновременно: второе из названных событий должно по времени предшествовать первому. События в нашей Вселенной происходят согласно последовательности, намеченной в соответствии с Законом Кармы в огромном календаре, известном нам под названием «время». |
< Пред. | След. > |
---|